Если у вас имеются Б/У шины, важно знать, что их просто так выбрасывать нельзя. Во многих странах существуют специальные меры и правила утилизации шин для предотвращения загрязнения окружающей обстановки. Самый распространенный метод - сдать за деньги в специализированные пункты приема. Там изделия перерабатывают в измельченную резину, добавки к асфальту и даже топливо.
Почему утилизация шин играет немалуюроль в сохранении окружающей среды? Резина не подлежит биологическому разложению. Ее длительное хранение вредит не только эстетике улиц, создавая мусор, но и почве. Опасные химические вещества оказывают негативное воздействие в течение не менее трех лет. Утилизация шин путем сжигания (во дворе собственного дома, например) повышает класс опасности до 1 или 2 уровня. Атмосферу поражают токсичные пиролизные масла и опасные металлические соединения.
Исследования 2016 года показали, что автошины вырабатывают такое же количество энергии, как нефть, и на 25% больше, чем уголь. Остатки, образующиеся при производстве топлива из резины содержат меньше тяжелых металлов и приводят к более низким выбросам оксида азота по сравнению с некоторыми видами угля.
Для решения этой проблемы многие страны разработали программы по сбору и утилизации резины. В их основе лежат финансовые обязательства, поощряющие правильное обращение с резиной. Согласно такой программе законодательством РФ за незаконное захоронение и сжигание покрышек установлены административные штрафы:
Сдать за деньги отработанные автошины многих людей стимулирует соблюдение экологических норм. Тем самым государство формирует ответственное поведение у населения. Однако, проблема не решается только штрафами. Эффективное управление отходами требует усилий со стороны правительства, общественных организаций и каждого человека. Необходимо продвигать экологическое образование и информирование общественности о важности утилизации резины, разрабатывать и внедрять передовые технологии для переработки.
Прием покрышек на переработку снижает объем неэкологичных отходов. Один из наиболее распространенных способов утилизации резины - ее преобразование во вторичное сырье. Автопокрышки состоят из таких материалов, как сталь, волокно и нейлон. Эти компоненты извлекаются и очищаются для вторичного использования в других изделиях. Старые колеса используются для производства резиновых ковриков, дорожных барьеров, амортизаторов и других автомобильных компонентов. Также их измельчают и смешивают с асфальтом для мощения и ремонта дорог. В большинстве европейских стран утилизация шин продумана с момента выпуска до отправки покупателю. В стоимость колес изначально включены расходы на переработку.
Для приема подходит любая резина: зимняя, летняя, всесезонная. Перед утилизацией старых велосипедных, легковых или грузовых колес следует проверить можно ли их восстановить или отремонтировать. Проверить это можно в автомастерской. Прием покрышек осуществляют специализированные пункты. Они обычно находятся на перерабатывающих предприятиях или в автосервисах. Одни предоставляют эту услугу бесплатно. В других, шины можно сдать за деньги. В России предприятия по переработке шин не получают активной поддержки. В крупных городах приемные пункты сотрудничают только с оптовыми компаниями. На периферии система сбора и утилизации либо только начинает формироваться, либо ее просто нет.
По объявлениям в интернете люди скупают старые покрышки от авто для дальнейшей перепродажи. Цена зависит от состояния комплекта. Если протектор в хорошем состоянии, то продажа возможна за 30% от стоимости нового комплекта. К выбору такого объявления стоит подходить серьезно. Не все предложения надежны, есть вероятность попасть на мошенников или недобросовестных покупателей. Перед сделкой рекомендуется:
После замены многие шиномонтажные центры готовы забрать отработанные колеса. Они часто сотрудничают с компаниями, основной профиль которых утилизация шин. В зависимости от условий и политики каждого техцентра, сдача отработанных комплектов может быть бесплатной или осуществляться за символическую плату.
Отечественная утилизация шин осуществляется частным бизнесом. Государство стимулирует развитие этой сферы через различные программы и поддержку. Возле городов-миллионников построены предприятия по переработке. Несмотря на скудное количество мелких пунктов приема в России, они все же есть. Например, в Москве в рамках программы "Шина" предоставляется бесплатный прием покрышек.
Экологические акции и инициативы проводятся различными организациями, государственными структурами или волонтерами. Их цель - правильная утилизация шин. В рамках этих акций открываются бесплатные пункты приема. Экологические мероприятия стимулируют участников дополнительными бонусами, скидками на покупку новых комплектов, подарками.
Для переработки наиболее эффективными технологиями являются:
Эти технологии помогают максимально использовать отработанные автопокрышки и снижать их влияние на окружающую среду. Они считаются экологически безопасными и эффективными. Ученые постоянно разрабатывают новые методы переработки. В 2020 году команда американских химиков открыла способ полного расщепления резины для ее дальнейшей переработки в новые модели. Этот инновационный метод - многообещающий шаг для будущей переработки.
Утилизация шин - это не просто экологическая необходимость, это обязанность каждого из нас перед природой и будущими поколениями. Осознанное стремление к грамотному уничтожению резины должно стать важной частью нашей общей ответственности за сохранение окружающей среды.